Обзор игры Perception
Игр в жанре horror («ужасы»- англ.) существует огромное множество. Многие игроки просто обожают, когда разработчики хорошенько пугают, поэтому постоянно ищут новых острых ощущений. Но что будет, если сделать видеоигру, главным героем которой является слепой человек? Когда вы не можете увидеть источник опасности, а способны лишь слышать его. Насколько такая концепция вписывается в устоявшийся жанр? Именно на этот вопрос мы сегодня постараемся найти ответ, а поможет нам в этом недавно вышедшая для PS4, Xbox One и PC видеоигра под названием Perception, за разработку которой отвечает студия The Deep End Games.
The Deep End Games была основана супругами Биллом и Амандой Гарднерами, которые начали работать над игрой Perception в подвале своего дома, в свободное от воспитания четверых детей время. Ранее они работали над играми знаменитой серии BioShock в стенах студии Irrational Games. Впоследствии к ним присоединились некоторые их бывшие коллеги из разных студий, приложившие свою руку к таким хитам, как Mortal Kombat, Dead Space, Rock Band и другим играм. В 2015 году они запустили краунфандинговую кампанию по сбору средств на портале Kickstarter, закончившуюся успехом. На завершение и полировку игры у команды ушло чуть больше двух лет.
Главным героем игры Perception является слепая девушка Кассандра «Кэсси» Торнтон. На протяжении нескольких месяцев она видит жуткие кошмары, в которых ей является таинственный особняк Echo Bluff в портовом городке Глостер штата Массачусетс. Поместье с многовековой историей часто фигурирует в местных городских легендах, а обитатели Глостера стараются обходить его стороной. Ходят слухи, что Echo Bluff населяют призраки, а несколько поколений династии, проживающие в нём, постоянно сталкивались с необъяснимыми смертями и несчастьями. Чтобы раз и навсегда избавиться от кошмарных видений, Кэсси решает встретиться со своими страхами лицом к лицу и исследовать заброшенный особняк лично.
Концепция игры напоминает адвенчуры Gone Home, Firewatch, What Remains of Edith Finch и подобные им «симуляторы ходьбы», когда сюжет подаётся небольшими порциями по мере исследования игровых локаций. Разработчики не скрывают, что черпали вдохновения в играх Fatal Frame, Silent Hill 2, а также в культовых фильмах «Сияние», «Звонок», «Нечто» и «Вечное сияние чистого разума». Так как Кэсси полностью слепа, ей приходится пользоваться своею тростью, постукивая по поверхностям вокруг себя и создавая звуковые волны. Из отражений этих звуковых волн складывается картина окружающего мира. Эхолокация часто встречается в живой природе, например, у летучих мышей, землероек, дельфинов и других животных. Нечто подобное мы также видели в фильме «Сорвиголова» с Беном Аффлеком и в видеоигре Beyond Eyes, о которой я вам рассказывал пару лет назад.
Оказавшись внутри особняка, Кэсси понимает, что помимо неё здесь есть что-то ещё. Что-то такое, что практически невозможно объяснить с рациональной точки зрения. Возможно, легенды о призраках старинного особняка действительно не врут? Девушка слышит голоса, доносящиеся из стен, сталкивается со сверхъестественными явлениями, но, несмотря на охватывающий её ужас, продолжает распутывать клубок тайн Echo Bluff и разгадывать загадки его прошлого. В исследовании особняка ей помогает смартфон, в который встроено приложение Delphi. Как только вы натыкаетесь на текстовые документы или таблички, их можно сфотографировать, после чего специальный алгоритм распознает текст и зачитает его вслух. В случаях, когда нужно изучить фотографии или картины, на помощь Кэсси приходит онлайн-сообщество «Глаза друзей»: девушка связывается с операторами-волонтёрами, которые, глядя на окружающий мир через камеру её смартфона, описывают своими словами то, что они видят.
С самого детства Кэсси обладает редким даром. Она умеет активировать «шестое чувство» и точно знает, в каком направлении нужно идти, чтобы достичь своей цели. Эта встроенная в главную героиню навигационная система активируется отдельной кнопкой на геймпаде и не позволит вам заблудиться в мире вечной тьмы. Не надейтесь, что трость для слепых будет выручать вас постоянно. Ведь чем чаще и громче вы будете стучать ею, тем быстрее привлечёте внимание потусторонних сущностей, населяющих особняк. А если они откроют на вас охоту, придётся судорожно бегать и искать укрытие, например, забираться в шкаф, корзину для белья или прятаться за шторами. Особенно страшно мне стало, когда я оказался в комнате, полностью обклеенной пузырьковой плёнкой для упаковки. Попробуйте пройтись по такому помещению, не издавая шума и не привлекая к себе внимания.
«Шестым чувством» суперспособности Кэсс не ограничиваются. Она способна прикасаться к особым предметам, являвшимся ей во снах, и как бы переноситься в далёкое прошлое. В то самое время, когда в особняке жили владельцы этих предметов. Вместе с ними она будет переживать их трагедии, постепенно продвигаясь к пониманию того, что же на самом деле случилось в Echo Bluff столетия тому назад. Изредка Кэсс будет сталкиваться с головоломками, например, нужно подобрать код к сейфу, но сложность их просто смехотворна, да и встречаться подобные загадки будут не очень часто. А жаль. Кстати, перед началом игры вам предложат выбрать один из режимов: «Тихая ночь» — когда главная героиня будет молчать, не мешая вам своими мыслями на счёт происходящих вокруг событий, а также «Разговорчивая Кэсси» — в этом режиме девушка активно обсуждает всё, с чем сталкивается.
Основной проблемой игры Perception является её однообразие. Поначалу вам очень интересно видеть мир, сотканный из звуков. Волны, распространяющиеся от ударов тростью и ваших собственных шагов, необычная чёрно-голубая палитра, необходимость свыкнуться со своим положением и научиться ориентироваться в пространстве непривычным для себя способом – всё это действительно увлекает. Но лишь поначалу. Спустя где-то час ты понимаешь, что игра повторяет одни и те же приёмы снова и снова. Вам раз за разом приходится искать открытые двери, чтобы попасть в следующее помещение, читать найденные документы и прослушивать аудиозаписи, прятаться от призраков и решать незамысловатые пазлы. Ощущается острая нехватка бюджета, ведь разработчики собрали на Kickstarter всего 165 000 долларов, а также вложили в Perception некоторую сумму из собственных карманов. В любом случае перед нами не ААА-игра, а крайне необычный независимый проект от небольшого коллектива энтузиастов.
Визуально игра выглядит приятно, но вряд ли сможет вас чем-либо удивить. Практически полное отсутствие текстур вполне обосновано, но трёхмерные модели угловаты, а анимация местами оставляет желать много лучшего. Ещё я отметил для себя кривоватые русские субтитры, которые время от времени замещаются английскими фразами, из-за чего на экране мы видим кашу из двух языков. Зато в плане звукового дизайна Perception выше всяких похвал. Великолепно прописанные и зачитанные актёрами диалоги заставляют сопереживать персонажам игры, а звуковая атмосфера соткана настолько филигранно, что ты полностью погружаешься в происходящее на экране и начинаешь ассоциировать себя со слепой протагонисткой.
Плюсы:
- Необычная игровая механика, использующая принцип эхолокации.
- Интересная история, рассказанная весьма оригинальным способом.
- Отличная озвучка персонажей и невероятно атмосферный звук.
- Игровой процесс удерживает в постоянном напряжении.
Минусы:
- С графической точки зрения игра ничем особым не выделяется.
- Порой игровой процесс кажется слишком однообразным.
- Головоломки слишком просты и встречаются нечасто.
- Серьёзные проблемы с русскими субтитрами.
Perception — необычный хоррор, пытающийся привнести в жанр что-то новое и оригинальное. Бюджетность проекта, конечно, не идёт ему на пользу. При всей оригинальности геймплейной механики, игре местами не хватает зрелищности и разнообразия, из-за чего игрок может элементарно начать зевать. Perception не столько пугает, сколько держит в постоянном напряжении, и делает это просто мастерски. У студии The Deep End Games получилась крепкая игра, которую при желании можно пройти за три-четыре часа, но к которой вы вряд ли захотите вернуться спустя какое-то время. Тем не менее Perception очень интересна с сюжетной стороны и рассказывает по-настоящему взрослую и увлекательную историю для тех, кто умеет внимательно слушать. Ставлю игре 7 баллов из 10.