Обзор игры Doom VFR
В далёкие 90-е я впервые опробовал на себе одну из первых моделей очков виртуальной реальности. Устройство было громоздким, а виртуальная реальность достаточно примитивной, но даже тех впечатлений мне хватило, чтобы прийти в полный восторг. Я играл в Doom, видя окружающий мир глазами главного героя. За прошедшие десятилетия технологии шагнули далеко вперёд, а не так давно издательство Bethesda выпустило игру под названием Doom VFR, которая вновь переносит нас в марсианскую лабораторию, захваченную демонами. Я просто не мог пройти мимо и не написать обзор на это произведение.
Игра: Doom VFR
Платформа: PlayStation VR, HTC Vive
Жанр: First Person Shooter
Дата релиза: 1 декабря 2017
Разработчик: id Software
Издатель: Bethesda Softworks
Изначально данный обзор мною не планировался от слова «вообще». Ведь буквально в прошлом году я рассказывал вам о новой игре серии Doom, которая вернула в игровую индустрию старое доброе ультранасилие. Мне казалось, что id Software просто адаптирует свою игру под реалии виртуального пространства и всё. Перепроходить прошлогодний боевик по второму кругу мне жутко не хотелось. Поэтому игру на обзор изначально я запрашивать у издателя не стал. Но на деле оказалось, что Doom VFR – это отдельное самостоятельное произведение: со своим уникальным сценарием, локациями и, разумеется, игровым процессом, заточенным под виртуальную реальность. Как тут было устоять?
Название Doom VFR отсылает нас к легендарной пушке BFG (Big Fu%#ing Gun). Другими словами, в аббревиатуре VFR лично мне видится словосочетание Virtual Fu%#ing Reality, и что-то подсказывает, что так оно и есть на самом деле. В центре сюжета безымянный сотрудник службы охраны Объединённой аэрокосмической корпорации (UAC), сознание которого после его гибели переносят в искусственное тело. Если вы надеялись увидеть в игре легендарного DoomGuy (или «Солдата Рока»), спешу вас разочаровать — его здесь нет. Единственной целью протагониста является восстановление порядка на станции, а также закрытие портала в ад, из которого в марсианскую лабораторию плотным потоком прут жуткие демоны из преисподней. В принципе, ничего нового, но то, как всё это реализовано, заслуживает отдельного внимания.
Во-первых, степень погружения в игру благодаря гарнитуре виртуальной реальности PlayStation VR (именно эту версию игры я сегодня обозреваю) повысилась невероятно. Вы оказываетесь среди опустевшего марсианского исследовательского комплекса, кишащего разного рода демонами. Графически игра, разумеется, уступает полноценному Doom, выпущенному в прошлом году. Тем не менее игра выглядит очень приятно в плане дизайна и не очень-то режет глаза какими-то визуальными компромиссами. Разработчики постарались сделать так, чтобы игроку было максимально комфортно и привычно вновь оказаться в любимой игре, пускай и вот таким необычным образом. Уверен, что Doom VFR для HTC Vive может похвастать более продвинутой графикой, но за неимением у меня данной гарнитуры, реально сравнить качество двух этих версий у меня просто нет возможности.
Во-вторых, игра предлагает нам не одну, а целых три модели управления. Первая – это стандартный геймпад DualShock 4, который поставляется в комплекте с каждой консолью PlayStation 4. Вы можете перемещаться либо при помощи аналоговых рукоятей, либо использовать знакомый по Skyrim VR способ телепортации из точки «А» в точку «Б». С помощью специальной кнопки и прицеливания указываете место поблизости, куда хотите переместиться, отпускаете кнопку и перемещаетесь туда практически мгновенно. Это не ломает игровую механику и не делает вас «неуязвимым» — можете не переживать. Такие перемещения ограничены расстоянием, поэтому убежать от злых демонов подобным незамысловатым способом у вас не получится.
Вторая схема управления – два контроллера PlayStation Move. Этот способ, в отличие от DualShock 4, позволяет вам независимо управлять обеими руками: в одной у вас оружие, а во второй – гранаты, которые можно швырять в противников. Но данный способ плох тем, что на контроллерах Move отсутствуют какие-либо аналоговые рукояти. Вы можете телепортироваться, стрейфиться влево и вправо, двигаться назад и вперёд, а также резко поворачиваться на 180 градусов. Плавно поворачиваться вокруг своей оси не выйдет, и это портит всё впечатление от подобной схемы управления начисто. Я на полном серьёзе минут 30 пытался освоить такой подход к перемещению, но в итоге психанул и переключился на третью схему, о которой расскажу вам чуть ниже.
Третья схема – это замечательная пушка PlayStation Aim, дебютировавшая в комплекте с игрой Farpoint, о которой я вам рассказывал не так давно. На этом контроллере в форме штурмовой винтовки есть две аналоговых рукояти, позволяющих вам двигаться куда угодно, а также полный комплект полезных кнопок (которые в отличие от Move имеют нормальные размеры). Правда вот управлять левой рукой, в которой лежит граната, отдельно не получится. Но это не беда. Зато целиться из пушки – сплошное удовольствие, да и перемещаться становится гораздо приятнее, нежели с помощью Move или DualShock 4. Тщательно изучив все доступные схемы управления, я пришёл к выводу, что PlayStation Aim – оптимальный вариант при любом раскладе. И если вы являетесь счастливым обладателем такого контроллера – используйте именно его. На втором месте DualShock 4, так как он является золотой серединой между погружением в игру и манёвренностью. Главное – не используйте PlayStation Move, так как это наиболее «кривая» схема из всех трёх. Что очень странно, учитывая, что в некоторых играх (даже в том же Skyrim) эти контроллеры ощущаются весьма неплохо.
Боевая система проста и эффективна, как стальная рельса. В правой руке оружие, в левой – гранаты. Арсенал главного героя составляют привычные всем поклонникам Doom пистолет, плазменная винтовка, дробовик, пулемёт Гатлинга, та самая BFG и другие виды оружия. Патроны в игре встречаются в огромном изобилии, так что переживать из-за них не стоит. Приятным нововведением VR-версии игры стала возможность «измотать противника бегом», другими словами, хорошенько его ранить, после чего телепортироваться прямо в его тело, разнося его на куски. Эта техника пришла на смену кровавым Glory Kills из предыдущей игры. Внутри виртуальной реальности данный подход ощущается вполне оправданным и даже удобным. Лично во мне он никакого дискомфорта не вызвал.
Отдельно я бы ещё раз хотел отметить невероятную музыку, которая впечатлила меня ещё в прошлогодней игре. Это очень крутая смесь агрессивного метала и дабстепа, полностью обволакивающая игрока со всех сторон и настраивающая его на правильный лад. Расправляться с демонами под такой замечательный саундтрек – сплошное удовольствие! Жёсткие риффы на 12-струнной электрогитаре вперемешку с бешеным электронным ритмом создают неповторимую атмосферу, в которой ты растворяешься полностью. Нет, правда, за музыку я действительно готов любить эту игру бесконечно.
Проблемы в игре, разумеется, тоже есть. Помимо упомянутого выше неудачного способа перемещения с помощью PlayStation Move, я бы ещё отметил не самый удобный и корректный способ переключения между разными схемами управления персонажем. Например, когда я переключился между Move и PlayStation Aim, обнаружил виртуальную проекцию своей пушки где-то в пяти метрах перед собой, причём я не мог ею управлять. Она просто зависла в воздухе в статичном положении. Попытки сбросить позицию рук в пространстве зажатием кнопки Options ни к чему не привели. Из-за этого мне пришлось перезапускать игру с последней контрольной точки. Лишь после этого всё более или менее нормализовалось. Ну а главным недостатком для кого-то наверняка станет продолжительность игры. Её можно пройти буквально за 3-4 часа. Хотя стоимость VR-проекта очень бюджетная – всего 859 рублей.
Плюсы:
- Первый полноценный Doom для виртуальной реальности.
- Игра предлагает собственный уникальный сюжет.
- Визуально Doom VFR выглядит достаточно приятно.
- Пожалуй, один из лучших шутеров от первого лица для VR.
- Брутальность игрового процесса просто зашкаливает.
- С пушкой PlayStation Aim 100%-е погружение гарантированно!
- Музыка в игре по-прежнему шедевральна. Не меньше.
- Очень демократичная цена для игры подобного качества.
Минусы:
- Короткая продолжительность игры многих разочарует.
- В игре встречаются неприятные баги и недоработки.
- С PlayStation Move игра превращается в настоящий ад.
Что я могу сказать, подытоживая написанное выше? Doom VFR – это непродолжительный, но крайне насыщенный событиями аттракцион для виртуальной реальности. В данном случае Bethesda не пошла по пути портирования оригинальной игры, как это было в случае со Skyrim VR, а создала нечто новое, с отдельным сюжетом и альтернативным главным героем. Игра радует высочайшей степенью вовлечения игрока в происходящее действо. Вы с азартом крошите демонов на мелкие кусочки под охренительную музыку, эффектно стреляете из мощных пушек, швыряетесь гранатами и уворачиваетесь от от вражеских выстрелов, пребывая в этот момент непосредственно внутри игры, а не наблюдая за ней через экран телевизора. Портит общую картину не самая удачная схема управления с помощью PlayStation Move, короткая продолжительность игры, а также ряд не очень приятных багов. Именно поэтому я ставлю Doom VFR 7 баллов из 10.